Этот силуэт двухколесного друга сразу выдает в нем горный велосипед или как принято его называть МТБ. Какие бывают горные велосипеды и для каких спортивных дисциплин они предназначены?
Изображение: фото из личного архива
Абсолютная универсальность и устойчивое положение на любом покрытии. Нет необходимости убеждать в том, что именно МТБ является самой распространенной моделью велосипедов во всем мире. Широкие покрышки с агрессивным протектором, мощные амортизаторы и дисковые тормоза, прямой руль и открытая посадка. И пусть они не могут похвастаться сумасшедшими скоростями, как шоссейные байки, но стоит только съехать с асфальта, как mountain bike превращается в настоящий вездеход, способный преодолевать самые сложные преграды. Да и в городе он с легкостью запрыгнет на любой бордюр (поребрик, для питерцев), пройдет выбоину на дороге и сбережет вашу "пятую точку", в отличие от "пижона в шоссейном обличии".
Несмотря на схожие внешние признаки горные велосипеды разительно отличаются между собой и связано это с их предназначением. Ведь также как их шоссейные собратья, МТБ создаются инженерами для участия в различных гонках, соответственно имеют характерные особенности. Какие старты проводятся на горных байках и как сделать правильный выбор вашего незаменимого напарника для приключений по бездорожью. Именно в этом мы и попробуем разобраться.
Это направление инженерной мысли является наиболее распространенным и это не удивительно. Ведь кросс-кантри является единственной дисциплиной горного велосипеда, включенной в программу летних Олимпийских игр. Правда, и здесь есть свои отличия. Олимпийская программа обозначается XCO - крутые подъемы, технические спуски, камни, трамплины, лесные тропы. Гонка продолжительностью примерно 1-2 часа по кольцевой трассе длина круга, как правило, 4-6 км.Здесь от гонщиков требуется скорее максимальная выносливость, а не техническое мастерство.
Изображение: гонка cross-country, XC
Помимо олимпийской трассы кросс-кантри также включает:
ХСМ — кросс-кантри марафон. Длительная гонка от 2 до 8 часов (60-120 км), как правило, без повторяющихся отрезков дистанции. Здесь сложность трассы не всегда обязательное условие.
ХСР — гонка в гору. Как понятно из названия, бОльшая часть трассы проходит снизу вверх, что требует от гонщиков значительных усилий.
ХСЕ (элиминатор) — гонка с выбыванием. Короткая гонка по малой кольцевой трассе (500-1000 м), которая проходит в несколько этапов.
ХСR — командная эстафета. Гонка команд, состоящих из 4-х участников, последовательно проходящих дистанцию друг за другом.
XCT — индивидуальная гонка на время. Аналогичный шоссейному велоспорту, индивидуальный заезд
XCC (шорт-трек) — кросс-кантри по короткой кольцевой трассе. Критериум на 10-15 км с разыгрыванием промежуточных финишей.
Велосипеды для кросс-кантри наиболее универсальны, оборудованы трансмиссиями с широким диапазоном передаточных чисел, встречаются даже с 13-ю звёздами сзади, вес рам достигает невероятных 790 граммов в карбоне, вес хороших вилок колеблется в районе 1,5 килограммов. Общий вес таких летательных аппаратов около 8,5 килограммов.
Изображение: Specialized Epic Hardtail
Двухподвесы в кросс-кантри тоже встречаются и позволяют лучше проезжать сложные техничные участки. Однако, в этом случае рамы набирают около двух килограммов. Но их применение распространено в кросс-кантри меньше из-за того, что при вкручивании педалей мягкая подвеска нещадно крадет энергию на раскачивание амортизаторов. Впрочем, производители вилок и задних амортизаторов решают эти проблемы за счет выноса манетки блокировки хода подвески на руль. Таким образом, на прямых участках вилку можно заблокировать и тогда эффективность вкручивания возрастёт.
Скоростной спуск (downhill, DH)
Это индивидуальная гонка на время. Гонщики стартуют с вершины горы, мчатся вниз, преодолевая множество естественных препятствий: крутые спуски, резкие повороты, неровности в виде ям и бугров, торчащие камни и корни деревьев, совершая невероятные прыжки и финишируют у подножья. Победителем признается райдер, который преодолел дистанцию за самое короткое время. Как правило, продолжительность гонки составляет около пяти минут. Не так давно появился еще более экстремальный вариант - даунхилл с массовым стартом (DHM).
Изображение: гонка downhill, DH
Велосипед для даунхилла — настоящее произведение искусства. Представьте себе мотоцикл класса эндуро без двигателя и спойлеров, весом 15−25 кг. Этот вел оборудован передней и задней подвеской с увеличенным ходом 200−300 мм, гидравлическими дисковыми тормозами, рулём с подъёмом и рамой из мощных алюминиевых труб повышенной прочности. Стоимость этих велосипедов весьма высокая, но цель оправдывает средства — очень часто качественное надёжное оборудование позволяет улучшить результат гонки и, что немаловажно, сохранить гонщику здоровье. Даунхильные велосипеды предназначены только для того, чтобы ехать вниз - они слишком тяжелые, подвеска затрудняет кручение педалей, а геометрия рамы не рассчитана на подъемы. Даунхилл является практически единственным велосипедным спортом, где требуется подъёмник.
Изображение: Santa Cruz V10
Тормоза в моделях DH используются разные, встречаются даже четырёхпоршневые с диаметром ротора 203 мм. Хотя их применение сейчас уже не редкость и для других МТБ байков, ассоциируются они именно с даунхиллом. О трансмиссиях. Производители групсетов, например, Shimano ZEE в своей линейке МТБ имеют специальные трансмиссии, которые тяжелее и массивнее прочих, в то же время обладают беспрецедентной прочностью. SRAM GX также имеет групсет с пометкой DH, что очень красноречиво. Есть, например, компании BOX и TRP у которых вообще свое видение трансмиссии для даунхилла. Обычно, у таких байков одна звезда спереди и семь сзади, иногда их количество доходит до девяти. Больше здесь и не требуется. Такие модели очень тяжелые и не требуют большого количества передаточных чисел. По большей части разгоняет такой байк не гонщик, а сила притяжения!) Задача же спортсмена поменьше давить на тормоза, искусно использовать широченную резину и все революционные новинки технологий этих космических аппаратов.
Эндуро (END)
В отличие от предыдущих форматов гонок эндуро имеет два ключевых элемента. Первый - "этап на время" или "специальный этап". Именно здесь на трассе с уклоном вниз важно преодолеть соревновательный участок с наименьшим временем. Как правило "специальный этап" занимает от 2-ух до 20-ти минут. И таких участков на протяжении гонки бывает от трёх до шести.
Второй элемент эндуро — перегоны, на которых гонщики могут отдохнуть, не соревнуясь между собой, но всё же ограничены временем прибытия к очередному "специальному этапу". Побеждает в итоге тот, чьё суммарное время на соревновательных участках окажется меньше.
В отличие от кросс-кантри, в гонках эндуро прежде всего важна техника и скорость преодоления препятствий, тогда как в кросс-кантри велогонщику потребуется выносливость.
Изображение: Canyon Strive CFR
Велосипеды эндуро — это горные велосипеды с полной амортизацией и ходом от 120 до 180 мм. Инженеры таких байков разрабатывают системы регулировки геометрии рамы и подвески. В некоторых моделях переключатель на руле приводит в действие встроенный в вилку воздушный поршень в верхнем амортизаторе, который изменяет положение амортизатора, обеспечивая два режима работы. В режиме shred геометрия, ход подвески и кинематика подходят для агрессивных "этапов на время" гонок эндуро. Переключение в режим pedal изменяет углы, ход и соотношение рычагов для повышения эффективности педалирования. У некоторых байков регулируемые подседельные штыри, они спроектированы очень прочными, поскольку гонщики должны выполнять весь ремонт на обочине трассы самостоятельно, без посторонней помощи. По этой же причине покрышки для таких велосипедов предлагаются в максимально "бронебойном" исполнении: корд плотностью плетения 67 EPI, кевларовый бортировочный шнур (Folding) и антипрокольная защита Super Gravity.
Таким образом эндуро — велосипед для техничного агрессивного катания с преимущественной ездой вниз по довольно сложным участкам. Но по специфике конструкции, напрягшись, на эндуро велосипеде можно ехать и вверх. Именно так проходят гонки мировой эндуро-серии EWS.
Фрирайд (FR)
Соревнования по фрирайду — это сочетание гонки на время, мастерства и стиля. Трассы этой дисциплины включают головокружительные скалы, обрывы, узкие извилистые тропы, а также сложнейшие искусственные препятствия. Зачастую существует несколько способов пройти одну и ту же дистанцию, поэтому судьи оценивают каждый заезд по нескольким показателям: скорости, стилю, плавности, высоте, оригинальности, креативности и другим элементам. Здесь побеждает не самый быстрый гонщик, а тот кто заработал наибольшее количество баллов.
Видео: самые сумасшедшие заезды по фрирайду
Прочные, маленькие и относительно лёгкие велосипеды для фрирайда весом 13-15 килограмм, спроектированы таким образом, чтобы ими было легко управлять в воздухе и выполнять головокружительные трюки. Ход вилки составляет от 140 до 300 мм, и это даёт возможность совершать огромные прыжки с обрывистых склонов высотой несколько десятков метров. Задняя подвеска ходит на 100—200 мм. Тормоза — дисковые, гидравлические. Количество скоростей в основном ограничивается десятью, однако есть некоторые модели и на двадцать. На велосипеды для фрирайда ставят большие шины, специализированные для экстремального катания.
Изображение: гонщик во время исполнения трюка в дисциплине фрирайд (FR)
Экипировка фрирайдера. Здесь большое значение придается защите гонщика. Неотъемлемая часть - шлем. Для этого стиля катания используют в основном фулл-фейс шлемы, полностью закрывающие лицо. Такой шлем также спасает от перелома шейных позвонков, сотрясения мозга, выбивания челюсти и других тяжелых травм, однако, поскольку фрирайд полон падений, иногда шлем может не спасти. Поэтому, например, для усиленной защиты шеи дополнительно используются специальная система. Далее она пристегивается к «панцирю» (его ещё называют «черепаха»), который выполняет функцию защиты позвоночника, ребер, ключиц и лопаток. Помимо этого, спортсмены используют щитки для защиты колен, большеберцовой и малоберцовой костей и налокотники для защиты локтей Все спортсмены используют перчатки, так как они защищают ладони при падении, а некоторые модели позволяют спасти от перелома пястные кости и фаланги. Перчатки также обеспечивают лучшее сцепление с ручками велосипеда. Многие райдеры часто используют специальные маски для защиты от попадания во время катания в глаза посторонних предметов.
Гонка 4-кросс (4X) или байкер-кросс
Изображение: гонка байкер-кросс (4Х)
В такой гонке одновременно стартуют четыре участника. Трасса предполагает постоянный умеренный спуск, включая различные технические участки: бугры, развороты с креном, виражи, насыпи, уступы. Во время прохождения трассы существует вероятность столкновений участников.
Сама гонка очень короткая, время прохождения дистанции, как правило, составляет 30 - 60 секунд. Победителем становится тот, кто первым пересекает линию финиша. Соревнования проходят в нескольких раундах. Лидер каждого заезда соревнуется в последующих раундах, пока не будет определён сильнейший спортсмен в общем зачёте.
Видео: заезды в дисциплине байкер-кросс (4Х)
Геометрия велосипеда для байкер-кросса направлена на скорость и манёвренность. У него увеличенное расстояние между колёсами, заниженный центр тяжести, передняя вилка имеет ход до 140 мм. Навесное оборудование ставится с наименьшим весом, что создает лучшее ускорение,при этом все компоненты должны выдерживать падения и жесткие приземления.
Изображение: велосипед для байкер кросса (4Х)
В этих моделях могут применяться элементы (системы, тормоза, переключатели) от велосипедов кросс-кантри, о которых мы говорили в самом начале. Иногда в байкер-кроссе можно встретить двухподвесы. Шины у таких велов достаточно узкие, чтобы уменьшить вес и трение моделей. Протектор зависит от состояния покрытия. Для мокрого и рыхлого используют даунхильные покрышки, а для сухого и относительно твёрдого - специальные 4Х покрышки.
Велотриал
Это еще одна дисциплина маунтинбайка, которая заключается в преодолении самых разнообразных препятствий на велосипеде, причем, как естественных так и искусственных: камни, бревна, парапеты, ступени, доски и другие. При этом существует важное правило: нельзя касаться их ни руками, ни ногами, ни другими частями тела. Мало того, запрещаются прикосновения препятствий любой частью велосипеда, кроме покрышек. Также велосипедист не может пересекать боковую ограничительную ленту трассы и заступать за неё даже находясь в прыжке.
Изображение: соревнования по велотриалу
Разделяют два типа байков для велотриала Mod и Stock. Они созданы специально с учётом особенностей езды. Велосипеды Mod достаточно лёгкие и весят не более 12 килограмм. Рама алюминиевая, имеет дополнительное усиление с учетом мест критичной нагрузки. Руль имеет различную геометрию, он может быть карбоновым и алюминиевым. Педали оснащены шипами, выполненными из очень прочных материалов. Тормоза механические дисковые, скорость на таких велосипедах только одна, и всего две звезды. Велосипеды Stock тяжелее и массивнее чем Mod. Однако, благодаря своему весу, Stock позволяет лучше держать равновесие и виртуознее выполнять трюки. Прыжки на таком велосипеде получаются лучше и более эффектно. Но Mod более маневренный и на нем при заносах легче вырулить.
Изображение: велосипед для велотриала
Для велотриала используют односкоростные велосипеды с характерного вида узкой вытянутой рамой, ригидной вилкой без амортизации и длинным выносом руля с подъёмом. Кареточный узел расположен выше осей колёс, для того чтобы проще поднимать руль и вставать на заднее колесо. Спереди ставится фривил-звезда (Free-Wheel), свободное колесо – механизм, который позволяет не вращать педали, когда байкер катится вперёд, аналогично трещотке или кассете у многоскоростного велосипеда, обычно, на 18 зубьев. Применяются широкие одинарные ободья с отверстиями для облегчения веса, задняя покрышка часто более толстая и с большими шипами, так как большинство трюков выполняются именно на заднем колесе. Для велотриала могут использоваться велосипеды с разными размерами колёс: 20 дюймов для моделей Mod, а для Stock, обычно 24 или 26 дюймов. Триальные велосипеды часто не имеют седла, так как оно увеличивает вес, а все элементы выполняются стоя.
Видеоролик: велотриал, головокружительные трюки
На сегодняшний день велосипедный триал, как вид спорта, существенно эволюционирует. Сегодня у этого направления есть свои подклассы. Стрит-триал. Это дисциплина, в которой главным местом действия является улица. Велосипедист должен при движении по улице намеренно преодолевать всевозможные препятствия, которые встретит на своём пути, ступени, бордюры, лавочки, перила. Велотриал бывает ещё более экстремальным, когда трасса по городу представляет собой езду по заброшенным крышам и домам. Триал по пересеченной местности. Здесь задачей велосипедиста является преодоление горных и лесных дорожек с камнями, бревнами и ямами. Триал на искусственной трассе. Трассы для этой дисциплины создаются специально для соревнований и включают в себя около 10 различных секций, которые оснащены покрышками от грузовиков, бочками, бетонными блоков и другими невероятными препятствиями. Задача велосипедиста преодолеть трассу за минимальное количество времени.
Суточная гонка (24h MTB)
Здесь в части правил и требований всё просто, никаких трюков, технически сложных препятствий или крутых гор. Нужно проехать как можно большее расстояние в течение суток. Гонщикам разрешено делать остановки, но если вы хотите бороться за победу, необходимо обладать огромной выносливостью и отводить на отдых ничтожно малое количество времени.
Изображение: суточная гонка MTB
Гонка похожа на веломарафон, но её участникам предстоит крутить педали в течение 24-х часов, причём не на длинной живописной трассе, а на довольно небольшом круге. Побеждает тот, кто за сутки проезжает наибольшее расстояние. Велосипеды в суточных гонках используются те же, что и в кросс-кантри (cross-country, XC).
Слоупстайл
Слоупстайл — это экстремальная дисциплина горного велоспорта, где гонщики демонстрируют воздушные трюки на специально построенной трассе с огромными пандусами, обрывами и уступами, оборудованными трамплинами, пирамидами, контр-уклонами, перилами, дропами и другими препятствиями, для выполнения акробатических прыжков и трюков. Впервые соревнования по слоупстайлу проводились в 2004 году, а в 2014-ом в качестве показательной дисциплины дебютировал на Олимпийских играх.
Изображение: соревнования по слоупстайлу
Как и во фрирайде, для победы в слоупстайле важны технические навыки и способности гонщиков исполнять сложнейшие трюки. Здесь не имеет значения кто быстрее завершит трассу. Судьи отдают предпочтение тому, кто продемонстрирует наилучшие технические способности, самое гладкое исполнение и самые оригинальные трюки в красивой связке друг с другом.
Видео: слоупстайл, лучшие моменты
Байки для слоупстайла могут использоваться разные, специализированных моделей для этого сегмента пока нет. Райдеры часто используют велосипеды хардтейл для стрита или дерта, но также выступают на двухподвесах. Выбор во многом зависит от предпочтений самого спортсмена и его индивидуального стиля езды.
Изображение: велосипед для слоупстайла
Назовём лишь общераспространенные требования: однокоронная амортизационная вилка с ходом 90-160 мм, колеса диаметром 24-26 дюймов.
Слоупстайл на велосипеде предусматривает строительство специальных трасс, поскольку только с их помощью достигается наибольшая зрелищность мероприятия. Используемый рельеф – большие грунтовые площадки, на которых возводятся огромные земляные валы и устанавливаются все остальные препятствия. Это может быть склон холма с размещенными на нем элементами из дерта, норт-шор, стрита. Спортсмен по своему усмотрению решает, какое препятствие он будет преодолевать, а судьи оценивают сложность и технику выполнения трюков.